InterReklama advertising

Избранные заметки об ОЧ


Следующие сообщения | Ответить на сообщение | Философия всеединства

Однажды 01 мая 2006 года в 15:49:59 Игорь Шашков в ответе на сообщение про Re: Об отклике на результаты В.И.Моисеева, посланное Моисеев В.И. в 28 апреля 2006 года в 16:17:59: написал(а):

1. О РАЗМЕГНОСТИ ПРОСТРАНСТВА
«Онтологические числа» первоначально были введены мною в связи с проблемой размерности пространства-времени. Многочисленные попытки обосновать, например, трехмерность пространства из физики успеха не имели; соответственно, высказывалось мнение (в частности, Горелик), что такое обоснование возможно только из более широкого, чем физика. Таким «более широким» является философия (метафизика).
Мои тогдашние (лет 20 назад) попытки «вывести» трехмерность из философии привели к неожиданному результату:
В «СЕРЕДИНЕ» ПРОСТРАНСТВО ТРЕХМЕРНО, НА «КРАЮ» ЖЕ – ДВУМЕРНО.
Подтверждение краевой двумерности я нашел в космологии (ее допущение снимает так называемый «космологический парадокс»); с ее помощью объяснялись также некоторые результаты исследований д-ра Г. Рязанова, о чем он мне сообщал в письме в 1992г.
Не только философия обосновывала физику, но и физика, как бы в благодарность, обосновывала новую философию.

2. О КВАНТОВЫХ ЧИСЛАХ
В вопросе о пространстве речь шла о целочисленных значениях размерности (это сейчас, с развитием, в частности, теории фракталов стали больше говорить о дробных размерностях). Целые числа играют серьезную роль, однако, и в других областях физики, особенно в т.н. краевых науках, прежде всего – в квантовой механике.
ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К КРАЮ ДИСКРЕТНОСТЬ ВОЗРАСТАЕТ.
Дискретному характеру краевых процессов в квантовой механике отвечают т.н. КВАНТОВЫЕ ЧИСЛА.
В модели атома Бора каждой электронной оболочке отвечает определенный набор квантовых чисел. В микромире квантуются значения спина, его проекции на выделенную ось, квантуется энергия…
В «интегральной теории» полагается, что такое квантование (и, соответственно, модель оболочек) должно применяться для процессов ЛЮБОЙ ПРИРОДЫ И ЛЮБОГО УРОВНЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ, ЛИШЬ БЫ ОНИ БЫЛИ КРАЕВЫМИ.
В частности, такое квантование должно присутствовать в теории происхождения видов – наряду с непрерывным развитием «внутри» вида (эволюционизм) должны осуществляться скачкообразные переходы от одного вида к другому (креационизм).
В гипотезе «четырех царств» В.И. Моисеева целые числа, образующие ряд, применяются как показатели «степеней бесконечности», репрезентирующих, по мысли автора, типы сознания минерального, растительного, животного и человеческого «царств». Здесь я не буду говорить о степени адекватности гипотезы В.И. Моисеева, но сам факт обращения к последовательному ряду целых чисел знаменателен.

3. ДВЕ ЦИТАТЫ ИЗ МОЕГО СООБЩЕНИЯ НА ФОРУМЕ
1) Предельный переход от краевой теории к ее некраевой предшественнице имеет НЕПРЕРЫВНЫЙ характер.
Предельный переход от интегральной теории к единящимся в ней краевым теориям имеет ДИСКРЕТНЫЙ характер. Параметр перехода в этом случае является ЦЕЛОЧИСЛЕННЫМ. Эти целые числа определяют минимальное число независимых «полюсов» (оснований) теории; я называю их «онтологическими числами» (ОЧ).
2) Можно показать, что принципиальное формальное различие фундаментальных теорий – при ОЧ = 1, 2, 3, 4. При ОЧ, больших 4, начинается тавтология.

4. СМЫСЛ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА
При интегральном подходе (см., в частности, на сайте kastalia.narod.ru) одной из основных задач интегрирования (синтеза) является СИНТЕЗ «ПОЛЮСОВ» (ОСНОВАНИЙ, АКСИОМ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ) КРАЕВЫХ НАУЧНЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЙ.
«Онтологические числа» при этом отвечают этим «полюсам» (основаниям, аксиомам, фундаментальным положениям). В этом осуществляется «онтологизм» ОЧ.

5. ОТКРЫТОСТЬ И ЗАКРЫТОСТЬ, КРАЕВАЯ СХЕМА
Мы можем взять своей логикой такие случаи соотношения действующей (практикующей в своем времени) Самости с внешним относительно нее и с самой собой:
1) открытость на внешнее относительно себя;
2) рефлексия на саму себя (закрытость, замкнутость);
3) одновременная открытость и закрытость;
4) отсутствие какого-либо отношения к внешнему миру и к самой себе.
Всего четыре случая, отвечающих четырем ОЧ.
Все эти возможности отражаются в представлении о краевом пути Самости, осуществляемом в рамках краевой схемы.
Краевой путь моделируется как линия (траектория), по которой «движется» Самость. Продолжение линии от настоящего момента времени Самости соответствует открытости, замыкание линии на саму себя (возвращение Самости к самой себе) соответствует закрытости. Достигая себя, Самость осуществляется как Объективность.
Представление о краевой схеме осуществляется в элементарной геометрической фигуре – в Треугольнике, изображающем краевой путь Самости. В Треугольнике сочетаются открытость (бесконечное последовательное движение по его сторонам с точки зрения самой Самости) и закрытость, замкнутость (конечность Треугольника для внешнего взгляда на него).

6. «ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ»
В своем развитии к полноте две независимые модели (теории) единятся в третьей модели (теории).
Можно сказать, что двухмодельность «порождает» трехмодельность.
Если при двухмодельности модели находятся в оппозиции (Да или Нет), то при трехмодельности следует говорить о снятии этой оппозиции.
Трехмодельность, в свою очередь, порождает четвертую модель, в которой снимаются обе предыдущие возможности: оппозиция и снятие оппозиции. Операция снятия уже была на предыдущем шаге; принципиальная онтологическая новизна, следовательно, осуществляется в тавтологии.
Таким образом, всего мы имеем четыре независимые онтологические возможности:
одномодельность;
оппозиция;
снятие оппозиции;
тавтология.
Всего четыре случая, отвечающих четырем ОЧ.
При этом во времени развития предыдущие модели «порождают» последующую. Образно говоря, все вместе онтологические возможности составляют расширяющуюся «онтологическую вселенную».
Процесс этого расширения есть процесс создания «онтологически нового». Этот процесс двойственен: он бесконечен (через тавтологию) и при этом конечен (через возвращение развивающейся модели к самой себе).

7. ПОЧЕМУ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЧИСЕЛ ЧЕТЫРЕ
Априорными формами чувственности человека являются пространство и время (Кант) – именно эти сущности в ИТ сопоставляются с онтологическими числами.
Априорным для нас является также факт нашего наличия в мире; этот факт «распадается» на два: факт нашего наличия как отдельных от мира Самостей и факт нашего наличия как Объективностей, «увидевших» себя в мире и имеющих в этом мире свое собственное пространство-время.
Таким образом, имеем четыре «онтологические Единицы», отвечающие самому способу нашего мышления и восприятия. Соответствующая интерпретация онтологических чисел является априорной, является краевой при нашей работе в логической парадигме.

8. УРОВНИ
Каждая сторона Треугольника краевой схемы есть уровень, на котором может находиться та или иная сущность. В интегральной теории уровни обычно называются: физический, логический, творческий.
Та или иная сущность может двигаться внутри уровня или переходить с уровня на уровень. «Сама по себе» сущность не может изменить свой уровень - она преобразовывает новую действительность в привычную для себя. Но для нашего внешнего взгляда она может переходить с уровня на уровень (т. е. мы способны инициировать эти переходы)
Если различные сущности взаимодействуют между собой, то это означает наличие связи между ними.
По отношению к конкретным сущностям, связи между ними находятся на следующем, более высоком уровне.

9. УРОВНИ И «ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЧИСЛА»
В «интегральной теории» показывается, что каждому уровню (рангу) может быть сопоставлено некоторое «онтологическое число» (ОЧ) – целое число от единицы до четырех, определяющее полноту на данном уровне. В частности, для двойственной временной парадигмы, в которой осуществляется наша обычная дискурсивная интеллектуальная практика, ОЧ = 2.
Развитие той или иной полноты происходит по краевому пути - последовательно по онтологическим числам от единицы до четырех. Этот путь может быть идентифицирован следующим образом: Самость (ОЧ = 1) – Время (ОЧ = 2) – Пространство (ОЧ = 3) – Объективность (ОЧ = 4). Сокращенно – путь СВПО.
Множество моделей низшего ранга в определенной сборке образуют адекватную модель для данного «верхнего» ОЧ. Для двойственной временной парадигмы такая сборка есть краевая схема (Треугольник).

10. О ПОЛНОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗОНАНС
Всякая полнота начинает свое развитие с создания для себя собственного времени, в котором и развивается - как танк, который сначала «кладет» перед собой гусеницы, а затем движется по ним как по дороге. Затем это время сворачивается в пространство и полнота возвращается в этом пространстве к самой себе.
Но теперь полнота приобретает новое качество - она уже не «сама по себе», а встретила на своем «треугольном» пути множество других сущностей. Она обогатилась новым знанием и приобрела объективность.
Возвращение полноты к самой себе можно понимать как наличие положительной обратной связи между финальной причиной развития полноты и начальной причиной, «содержащейся» в ее исходном состоянии.
Такая положительная обратная связь, отражаемая в интегральной модели, соответствует «кольцевому коммуникативному резонансу» (КР), при котором коммуникация достигает высшей степени эффективности.

11. ПРИНЦИП РЕЗОНАНСНОЙ ВЫБОРКИ
Пусть есть ряд онтологических чисел (1, 2, 3, 4), каждое число которого соответствует некоторой онтологической сущности (полноте), парадоксальным образом абсолютно зависимой и абсолютно независимой от других онтологических сущностей. Каждая из этих сущностей резонансна, т.е. устойчива во времени наблюдения и не может быть представлена конечным образом в рамках логической (временной) парадигмы.
Тогда каждому сочетанию ОЧ (каждой выборке), так же как и отдельным ОЧ, соответствует та или иная фундаментальная онтологическая сущность, которая сама может представлять собой начало нового онтологического счета.
Этот принцип резонансной выборки позволяет выйти за пределы ряда онтологических чисел (1, 2, 3, 4), удерживаясь при этом «на краю», т.е. сохраняя полноту своего развития.
После каждого шага возможен переход либо к полноте – тогда краевая схема тавтологически расширяется, либо к «мириадам сущностей» (Лао Цзы) – тогда краевая схема «заканчивается», и мы выходим на уровень частичности.

С уважением
Игорь Шашков


Следующие сообщения:

Ответить на сообщение

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Тема сообщения:

Текст сообщения:

Ссылка на URL (по желанию):

Заголовок (название) ссылки:

Ссылка на URL картинки (по желанию):

Пароль:


Следующие сообщения | Ответить на сообщение | Философия всеединства