А-теория и R-теория


Следующие сообщения | Ответить на сообщение | Философия всеединства

Однажды 10 апреля 2006 года в 11:34:20 Моисеев В.И. в ответе на сообщение про Re: Синтезы синтезов, посланное Никита в 09 апреля 2006 года в 17:35:04: написал(а):


Да, Никита, тут вы совершенно правильно отмечаете проблему предпосылок теории синтеза. Такая теория опирается на идею относительных истин и возможность их усиления. Вы придерживаетесь, насколько я начинаю понимать, теории абсолютной истины, в сравнении с которой все прочее есть лишь ее слабые степени, либо искажения. В этом случае, в самом деле, синтезировать не имеет смысла. Нужно лишь иметь такую асболютную теорию ТА.
Постараюсь в связи с этим выразить некоторые сравнительные характеристики этих двух подходов. Подход с относительными истинами я буду условно называть R-теорией (от R - relativistic), а ваш подход – А-теорией (от А - absolutum). Тут можно построить такую сравнительную таблицу (к сожалению, таблица не идет в редакторе форума, так что я постарался обойтись форматированием):


Отношение к абсолютной истине

R-теория: Абсолютная истина принадлежит бесконечному пределу познания Абсолютная истина достижима на конечном шаге познания
Способности познания Способность познания всегда может приводить лишь к относительным истинам и в этом смысле гомогенна (монизм)

А-теория: Есть две качественно различные способности познания. Одна («ментальная») дает, самое большее, относительные истины. Вторая («супраментальная») может дать абсолютную истину. С этой точки зрения способность познания гетерогенна, разбита на две качественно различные области (дуализм)

Отношение к методу синтеза

R-теория: Важную роль играет метод усиления относительных истин (метод синтеза), когда множество относительных истин синтезируются в более полную относительную истину

А-теория: Главную роль играет Откровение. Нужно включить супраментальную способность познания и достичь абсолютной истины. Тогда в отношении к ней синтезы относительных истин не дадут ничего нового.

Онтологические основания

R-теория: Гомогенность способностей познания является выражением всесвязности бытия, в котором все проникает во все, но обладает и моментом самости, делающим выход в иное предельным процессом. Так, сознание связано с бытием, но переход от сознания к бытию лежит через бесконечность относительных истин

А-теория: Дуализм способностей познания – это проекция онтологического дуализма, в котором Бог и Мир представляют собой две несоизмеримые реальности. Каждое начало в бытии образует несмешанный диполь божественного и тварного полюсов, переход от одного из которых к другому возможен только непостижимым скачком

Процедуры обоснования

R-теория: Есть отличие относительной истины от лжи, что можно установить на основе определенной системы процедур обоснования (наблюдение, эксперимент, построение моделей, непротиворечивость, интерсубъективность и т.д.)

А-теория: Есть отличие абсолютной истины от всего остального. Абсолютная истина не может быть окончательно опознана ментальными способностями, но только супраментальными. Поэтому с точки зрения ментальных способностей критерием абсолютной истины может быть только вера

Фальсифицируемость и рост знания

R-теория: Относительные истины можно подвергать проверкам и пересматривать, фальсифицируя их старые версии. Относительные истины заранее открыты к такого рода пересмотру и фальсифицируемы (в смысле Поппера)

А-теория: Абсолютная истина не фальсифицируема и неизменяема. Будучи один раз открыта, она навечно останется неизменной. Более того, попытки изменить ее выражают стремление к ее разрушению и должны быть пресечены

Думаю, подобные сравнительные определения можно было бы развивать и дальше, но надеюсь, что уже этот фрагмент вскрывает суть описываемых подходов.
Я, честно говоря, тоже был бы не прочь обладать теорией ТА, но вдруг приму за нее некоторую относительную теорию TR, что тогда делать? Здесь у А-теории самое слабое место, как мне кажется. Хорошо, если она в самом деле является ТА. А вдруг, как нет? И тогда получится страшная вещь – слепое и догматическое отстаивание лишь некоторой относительной истины TR, ее консервация и абсолютизация.
Здесь все упирается в проблему опознания абсолютной истины, в ее критерии. Но они вновь отдаются на откуп лишь веры. И круг замыкается, оказываясь очень опасной ловушкой для разума.
В то же время с точки зрения некоторой расширенной версии R-теории можно выдвинуть рациональный критерий опознания абсолютной истины. Если теория Т в результате проверок остается неизменной и выдерживает все такие проверки, то для нее повышается вероятность быть ТА. Но пока в человеческом опыте мы имели дело только с относительными истинами, даже в области религиозного опыта. Только нерациональные усилия сторонников религиозных теорий могли имитировать неизменность их теорий. Например, христианская церковь приняла положения современной науки, отказавшись от геоцентрической и конечной картины мира. В свое время (на втором Константинопольском Соборе в 553 г.) она отвергла идею реинкарнации, но ситуация может измениться в будущем, если новая наука докажет существование реинкарнации. Кроме того, что делать с множественностью разных мировых религий и источников Откровения? Так что даже столь жесткая догматика, как религиозная, все же подвержена изменению, что ставит под вопрос существование ее как теории ТА.
Что же касается связи R-теории с прогрессом и пантеизмом, то она не обязательно столь однозначна. Я, например, - сторонник некоторой версии R-теории, но не пантеист и не прогрессист. К пантеизму, кстати говоря, тоже есть контрпримеры. В плане философии истории мне ближе позиция «Философии истории» Л.П.Карсавина, где речь идет об эмпирически отягченном воплощении (не обязательно с внешним прогрессом) в мировой истории идеального всеединства. Свою позицию, следуя С.Л.Франку, я мог бы выразить словами «антиномистический монодуализм», но об этом надо говорить отдельно (да, впрочем, «Логика всеединства» только об этом и говорит).


Следующие сообщения:

Ответить на сообщение

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Тема сообщения:

Текст сообщения:

Ссылка на URL (по желанию):

Заголовок (название) ссылки:

Ссылка на URL картинки (по желанию):

Пароль:


Следующие сообщения | Ответить на сообщение | Философия всеединства